kandi_bober (kandi_bober) wrote,
kandi_bober
kandi_bober

Categories:

ПО ПОВОДУ НОВЕЙШИХ ДЕКАНОНИЗАЦИЙ В РПЦ

Попался интересный материал, правда, датированный 2013 годом. Сейчас на 2021 год, думаю, ситуация не улучшилась, а скорее ухудшилась. И всё молчком, без всяких объяснений церковному народу.
Е.Белякова, по крайней мере, будучи православным человеком, но независимым учёным, имеет возможность открыто высказывать своё мнение, - в отличие от прекрасных, но не свободных учёных, поскольку работают в структурах РПЦ (напр. М. Шкаровский).

****************************

Из Интервью с Еленой Беляковой (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, доцент кафедры истории Церкви МГУ им. Ломоносова).


Из православного церковного календаря на 2013 год исчезло 36 имён новомучеников и исповедников Российских. При этом никаких официальных решений о деканонизации этих святых опубликовано не было. Не внёс ясности и Архиерейский собор, проходивший в начале февраля в Москве.


Елена Владимировна, хотелось бы задать Вам вопрос, который меня очень беспокоит. Вы знаете, что в этом году из церковного календаря исчезло 36 имён новомучеников, но какого-то внятного комментария об этом я нигде не видела...

Я тоже!

Можете ли Вы прокомментировать это событие?

Практически нет. Я знала, что это имело место, и у меня сначала даже возник вопрос: не ошибка ли это чисто техническая? Но мои коллеги говорят, что это не техническая ошибка и что о. Дамаскин (Орловский) говорил: это вполне осознанное действие, исправление предыдущих ошибок. Поэтому речь идёт именно о деканонизации. Хотя, конечно, это очень странно, потому что решение о канонизации принимал Архиерейский собор, соответственно, решение о деканонизации должен принимать тоже Архиерейский собор. Такого решения не было, так что о том, что за этим стоит, можно только гадать. Тем более что туда попали имена новомучеников, о которых специалисты говорят, что это очень известные и достойные люди. Поэтому у меня возникает очень много вопросов, в частности, что могло быть толчком для деканонизации?

Я слышала такую версию, что якобы о. Дамаскин получил доступ к полным следственным делам, и знакомство с ними дало основание для деканонизации.

Не знаю, тут могут быть только домыслы, потому что прямого заявления не было. Следственные дела, как утверждала комиссия, рассматриваются перед канонизацией. О требованиях комиссии, чтобы в следственных делах не было ничего порочащего этих людей, говорилось. В частности, если человек подписал обвинительное заключение или кого-то выдал, он не может быть канонизирован. Можно допустить, что сейчас начался пересмотр этих следственных дел. Но это мне кажется очень странным: историков к ним не допускают, а представить, что комиссия тогда не посмотрела, а сейчас посмотрела - это может говорить только о халтурной работе комиссии, что тоже было бы странно. Тем более что решает не один человек, насколько я понимаю, а целая комиссия представляет свои выводы Синоду. Как это могло быть - мне не понятно.

Мне кажется, что здесь мы сталкиваемся с очень болезненным вопросом о критериях канонизации. Общеизвестно, что следственные дела источник...

...недостоверный.

Проблемный, мягко говоря. Человек мог себя оговорить под пытками или следователь мог за него написать признательные показания. Подследственный мог вообще ничего не говорить, его можно было заставить расписаться под пустыми листами, а следователь писал всё что угодно. Какие тогда критерии и подходы должны быть к следственным делам как к источнику для канонизации?

Мне кажется, с самого начала не совсем правильный был выбран путь канонизации. Людей сажали, расстреливали независимо от того, как они себя вели в тюрьмах. Кто вёл себя достойно, кто нет - кто вправе судить? Кто может этими судьями являться? Одно дело, если бы об этих людях существовало живое предание или были бы свидетели и почитание хотя бы на уровне народа, хотя это и не может быть абсолютным критерием. Мне кажется, с самого начала комиссия взяла на себя функцию, не свойственную православной традиции: определять, кто достоин и кто не достоин, и дальше предлагать только тех, кто достоин. Я знаю, что в Петербургской епархии давно предлагают канонизировать митр. Иосифа (Петровых), который там почитался всегда. А отказывают на том основании, что он поставил подпись под своим обвинительным заключением, хотя историки, которые видели следственное дело, говорят, что это скорее всего поддельная подпись. Поэтому говорить о том, что комиссия может выступать в роли крайнего судьи, не совсем верно. Здесь нарушены вообще представления о святости.

Мне кажется, более разумно было бы не учреждать эти бесконечные праздники, когда каждый день на отпусте читается по 15 имён, а люди не знают этих имён и не могут знать. Мне много раз приходилось в епархиях спрашивать, что они знают о новомучениках. Никто ничего не знает! И запомнить, конечно, сразу такое количество новых святых нелегко даже людям с хорошей памятью. Поэтому, мне кажется, более разумно было бы установить праздник всем, кто прошёл через тюрьмы, заключения, то есть общее празднование всем новомученикам, как это и было определено на соборе 1917-1918 гг... И просто вести этот список, пополнять. Но определять, кто святой, кто не совсем святой, это, мне кажется, не дело людей всё-таки. Ведь представление о том, что все члены церкви святы, никогда из церкви не уходило.

Получается, что мы оказываемся в плену этих следственных дел, в плену НКВД. Он когда-то хотел опорочить человека. Известно, что и слухи распускали о предательстве, и сломить хотели человека. Получается, что если они человека сломили, действительно своего добились, то мы как бы тоже следуем за ними. Мне кажется, это неправильно.



Е.В. Белякова
Tags: МП, канонизации
Subscribe

  • СУД НАШЕЙ СОВЕСТИ

    У Плащаницы. Тебе одеющагося светом, яко ризою, / снем Иосиф с древа с Никодимом / и, видев мертва нага непогребена, / благосердный плач…

  • КУЛЬТУРКА В НЕДРАХ РПЦ

    О выставке под названием "Страсти Христовы: путь к Богу", которая открылась в Великопостные дни в СПб Феодоровском соборе. По-моему, авторы картин…

  • Патриархи "как бы В СТОРОНЕ" мне нравятся

    Во-первых и это замечательно - оказывается, что иеромонах Пимен (будущий Патриарх Пимен Извеков) не принял «Декларации» митрополита Сергия…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments