kandi_bober (kandi_bober) wrote,
kandi_bober
kandi_bober

Category:

К вопросу истории канонизации св. равноап. вел. кн. Владимира

Недавно в Петербург на несколько дней были привезены мощи равноапост. Князя Владимира для поклонения народа.
Меня заинтересовала история его канонизации.
Оказывается, эта история довольно неясная. Не совсем точны были и Е.Е. Голубинский, и проф Малышевский. Канонизация была довольно поздней (отнюдь не до-монгольской),т.е. около 2-й пол. 13 века. О чудесах и исцелениях перед канонизацией ничего не известно. Прославление вероятно произошло в Новгороде или во Владимире, т.к. Киев в то время был без митрополита и в развалинах.
М. Д. Приселков, в своих «Очерках по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII в.» (СПб., 1913) предлагает своё объяснение столь поздней канонизации князя. Святой Владимир не был канонизован в XI веке из-за сопротивления греков-митрополитов. По его мнению, греки не могли простить Крестителю Руси того, что не от них, а от болгар он принял первую иерархию Русской Церкви.
Далее, для прославления нужны мощи. Но мощи князя Владимира в его мраморной раке были засыпаны под руинами Десятинной церкви Киева, разрушенной Батыем. Из этих развалин они были извлечены лишь в XVII веке Петром Могилой. Таким обр., лишь с 1635 года, со дня обретения гробницы Владимира митрополитом Киевским Петром Могилой, культ святого князя обогащается и почитанием его мощей. Части их сохранялись в Киево-Печерской лавре и в Софийском соборе; царь Михаил Феодорович, получив в дар от Петра Могилы одну челюсть от главы святого Владимира, положил ее в Московском Успенском соборе. Вот эту челюсть и привозили в ларце в Петербург.
(Сведения взяты от Г. Федотова отсюда http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/2832 )
*****************************************
Князь родился ок. 960 г. от прелюбодеяния кн. Святослава Игоревича и рабыни кн. Ольги - Малуши, которая из-за этого греха была изгнана Ольгой. Малуша была сестрой Добрыни, родом из г. Любич. Что это за город есть несколько мнений (или балтийский Любек, или древлянское (граница нынешней украины и Белруси) происхождение от князя Мал, при восстании которого был убит муж Ольги Игорь, или волынские корни рода Резанович (так звали Добрыню)- село Любче, ныне Черниговская обл. Украины, где как будто и родился князь, хотя некоторые исследователи утверждают, что родился он в псковском селе Будутино).
Есть ещё одна версия: в книге Н. Козлова «Плач по Иерусалиму» (1999) читаем: «По одной из исторических гипотез Малуша была дочерью последнего хазарского царя (евр. – Малка) , что подтверждается, в частности, фактом принятия на себя великим князем Владимиром титула кагана, зафиксированного летописями и совершенно не свойственного для славян». При этом Н. Козлов особое внимание читателя обращает на предание о происхождении хазарской верхушки от «исчезнувших с исторической сцены после ассирийского пленения 10-ти колен Израилевых».
А есть ещё мнение, что Малуша дочь хазарского раввина.
Однако, некоторые считают Малушу скандинавкой и приписывает ей по Киевской летописи подлинное скандинавское имя Малфред (один из братьев Владимира носил имя Сфенг, хотя какое отношение этот брат имеет к Малуше?).


Воспитывался князь в Киеве у Ольги. Воспитателем был воин Добрыня.
Отказ Рогнеды на сватовство Владимира и вызвал его месть: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» («не хочу разувать раба»). Рогнеду (родила ему семерых детей)после крещения отпустил, и она приняла монашество.
Новый князь киевский принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь практиковал, подобно скандинавам, человеческие жертвоприношения богам. Жервами выступали пленные.
В 987 г. на совете бояр принял решение о крещении. В след.году, захватив Херсонес, стал требовать у Византийского императора отдать ему в жены его дочь Анну. Тот, в свою очередь, потребовал крещения князя, чтобы дочь вышла за единоверца. Таинство было совершено в Херсонесе и сразу же было совершено бракосочетание.
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня (дядя князя по матери и его воспитатель), оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой.
Скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015 года, погребен в Десятинной церкви в Киеве, которая была разрушена в 1240 г. монголами. Любимым сыном был Борис (предположительно от царевны Анны, но м.б.от некоей болгарыни), кн. ростовский, убитый по приказу сводного брата Святополка в 25 лет и канонизованный вместе с Глебом. Именно Бориса Владимир видел своим наследником.

******************************************

Ниже о личности Князя Владимира до и после крещения:
Взято от sergeev555:
"Я всё, конечно, понимаю...Князь Владимир волею судеб принес православие на Русь. Исключительно по политическим мотивам, конечно. Но я не очень понимаю, что он святой и равноапостольный. Прямо скажем, с апостолами его сравнивать сложно. Да и креститься он заставил весьма своеобразно - "Кто не крестится, будет моим врагом". А что такое быть врагом князя Владимира мы узнаем из его биографии. "После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.

Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.

Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью правителя города князя Рогволода, причем по совету своего дяди Добрыни Владимир сначала изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, а затем убил её отца и двух братьев. Княжну Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны.

Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы...." «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Ну, в 988 или 989 м году, он, конечно, исправился, покаялся и больше никого не насиловал, вроде бы. Покаяние как изменение образа мыслей и жизни это прекрасно. Однако, святым и равноапостольным от этого не становишься. Никаких свидетельств его подвижнической жизни после крещения не существует, а вот с военным походами он ходить продолжал...Да и сын его Ярослав Мудрый, который в Русской православной церкви почитается как благоверный князь, возможно, и был убийцей братьев своих Бориса и Глеба. Это одна из серьезных версий, но что на самом деле было, мы уже и не узнаем. Свое "христианское поведение" он обнаруживал еще ни раз, например, узнав о том, что новгородцы перебили варягов, которые были приглашены Ярославом для противодействия своему отца, но стали насильничать в Новгороде. Он призвал к себе представителей новгородской знати, которые участвовали в мятеже, обещав им прощение, а когда они прибыли к нему, жестоко расправился с ними. Безусловно, и отец, и сын были выдающимися Кесарями, князьями мира сего. Но насколько они были христианами?..." http://sergeev555.livejournal.com/179783.html#comments
**********************************
Что тут можно сказать? Митр. Киевский Илларион (Русин) в Крещении народа усматривает подвиг, покрывающий личные грехи Князя. Он любил пиры, но и народ не забывал одаривать от стола своего.
А вообще как-то странно - богатейшая биография, интереснейший период становления Руси и веры, а вот нет ни запоминающихся экранизаций, ни художественных книг посвящённых Вел. Князю Владимиру.
Tags: Князь Владимир Святославович
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments