kandi_bober (kandi_bober) wrote,
kandi_bober
kandi_bober

Categories:

Игумении Серафима (Робустова) и Херувима (Попова) основательницы женских скитов в горах Абхазии

К 2003 году игумении Серафима и Херувима уже более 10 лет успешно возглавлявляли женские обители Мордовии. Игумения Серафима в 2001 г Указом Президента Российской Федерации о награждении государственными наградами Российской Федерации награждена орденом почета за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.

В 2003 году обе игумении были поставлены правящим архиереем архиеп. Саранским и Мордовским Варсонофием (Судаковым) перед выбором: он в ультимативной форме предложил либо согласиться с его позицией по вопросу принятия ИНН, либо уходить из обителей.
Сестры, конечно, не могли ослушаться своего духовника схиигумена Санаксарского монастыря Иеронима (Верендякина, +2001г.), который категорически не благословил их перед своей кончиной принимать регистрационные номера ни лично, ни на обитель.

После его кончины игумении обратились к архим. Кириллу (Павлову), который полностью подтвердил благословение их прежнего духовника. Оба старца известны своей праведностью и святостью, поэтому их благословение матушки не дерзнули нарушить.

Более того, архим. Кирилл указал матушкам на их ответственность перед Богом за спасение вверенных им душ, если эти монашествующие в итоге уйдут в мiр. Именно он дал им благословение не оставлять сестер.

Ушли игумении с сестрами в никуда. Приняли их добрые люди в одном из поселков Подмосковья (руководитель Промсвязьбанка поселил их на частной территории бывшего пионерлагеря). Но и здесь их не оставили покое, как говорится, отдали в разработку в стиле 30-х гг. прошлого века. В место их проживания к ним постоянно стали наведоваться с «проверками» представители районного ОВИРа, сотрудники ФСБ, участковый, начальник уголовного розыска района, начальник по делам несовершеннолетних. Поскольку монахинь обвинить было не в чем, им приписали незаконное проживание и мошенничество. Незаконным их пребывание на территории района посчитали и представители районного ОВИРа, отказав им во временной регистрации по старым паспортам. К травле активно подключились и благочинные Подмосковных округов.

Архим. Кирилл (Павлов), чтобы сохранить церковный мир, попросил взять сестер и матушек под свой святительский омофор правящего архиерея Тульчинской и Брацлавской епархии епископа Ипполита (Хилько), что тот и сделал, объяснив свою позицию в письме: "Отказ от принятия идентификационного номера лично или на обитель, а также вынужденный уход из монастыря не является вызовом Священноначалию нашей Церкви, или разрывом с Церковью, а только лишь канонически справедливым несогласием с решением епархиального Архиерея навязывать гражданские мероприятия в жизнь Церкви и за их неисполнение применять прещения".
Владыка Варсонофий вместо того, чтобы править словом Святой Христовой Истины и принимать решения в отношении церковнослужителей, руководствуясь канонами Церковного права, своим внутренним указом, без созыва епархиального суда, снял с должности настоятельниц монастырей, назвав в дальнейшем матушек с сестрами "самочинным сборищем, деградирующим в сторону раскола".
Между тем, необходимо было произвести судоразбирательство последовательно в двух церковных инстанциях: первая из них - Епархиальный суд, Постановления которого только лишь после судебного разбирательства и утверждения членами судебной комиссии должны передаваться далее. Вторая инстанция - судебная Комиссия Священного Синода, Постановления которой должны передаваться на утверждение Патриарху (Устав РПЦ 7 гл., 23 ст.). Минуя все это, владыка перевел игумению Херувиму на другую должность, игумению Серафиму на покой, а сестер велел распустить из-за того, что они не хотели идти ко вновь назначенным настоятельницам. Что и повлекло уход из Мордовии двух монашеских общин. Также ушли и некоторые из братии мужских монастырей.

По прибытии в Абхазию в 2003 г. сестры обратились к Управляющему Сухумо-Абхазской епархией - иерею Виссариона Аплиаа с просьбой дать разрешение находиться на административно-канонической территории г. Сухум. Они предоставили о. Виссариону письмо от епископа Тульчинского и Брацлавского Ипполита, в котором удостоверяется, что сестры находятся под его святительским омофором и что они не сектанты и не раскольники. Более того, в беседе с о. Виссарионом сестры объяснили, что они выехали из России по благословению известного духовника архимандрита Кирилла (Павлова). Отец Кирилл в России, да и не только в России, но и во всём мире очень уважаемый человек, он является духовником Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия. Сам о.Виссарион неоднократно бывал у о.Кирилла, очень уважает его и о.Кирилл всегда выражал ему свою любовь. Поэтому о.Виссарион поступил очень мудро и дал своё благословение на проживание.
Так в окрестностях Сухума  появилось два русских женских монастыря: Свято-Троицкий (иг. Херувима) и Параскево-Вознесенский (иг. Серафима).
Кроме этого, игумения Серафима возле Псху -  самого труднодоступного горного села Абхазии - основала скит монастыря.
Псху  - село историческое, тут подвизались русские имяславцы, тут воссиял подвиг новомученичества в дни богоборческого гонения в 1930-х гг., когда часть монахов была расстреляна, а 250 насельников арестованы, депортированы из Псху и многие приняли мученическую кончину от потопления в Черном море. В дальнейшем были разрушены и все церкви. Литургическая жизнь в этих местах прекратилась: ближайший храм располагался в г. Сухуми в двух днях конного пути от Псху по горным тропам. Но это место по-прежнему притягательно для ищущих пустынного монашеского жития. Сейчас Псху - русское село, там проживает около 170 человек, имеется аэродром с травяным покрытием. Село находится на высоте 760 метров над уровнем моря. Дороги, связывающие село с внешним миром, ведут через горные перевалы Анчха и Гудаута высотой 2030 метров, преодолеть которые под силу далеко не каждой машине, а 8 месяцев в году сюда можно долететь только при помощи малой авиации.

Сестрам из Мордовии разрешили поселиться в старинном горном селении Бирцхи (в районе Гулрипш), в котором никогда не было храма, стояло несколько сельских домов, но после грузино-абхазского конфликта хозяева бросили свои жилища и не решились возвращаться обратно…
Вот как рассказывает о посещении сестер в 2011 г. самарский священник Сергий Жихарев:
"В полуразрушенные дома десять лет назад приехали сестры из монастырей Мордовии, приехали возводить в этом глухом месте Православную обитель... приехали в разрушенное горное селение, где не было света, газа и прочих благ цивилизации. Поначалу спали почти под открытым небом, не было самого необходимого, но все же возвели Свято-Троицкий монастырь.

Но как сестрам, далеким от строительного дела, построить монастырь? Надо ведь многое уметь: развести цемент, класть кирпич, писать фрески… Игумения Херувима поступила мудро: она направила своих посланниц учиться на каменщика, маляра, плотника, электрика, повара, иконописца… Ездили сестры по очереди и получали сразу по две или три специальности, даже свой дизайнер появился в монастыре. И закипела работа.

И вскоре из руин и разрухи вознесся к небу золотоглавый храм, отстроили трапезную, пекарню, два дома восстановили для гостей монастыря и протянули из Сухуми ветку электричества. Отопление в обители печное, и для него сестры сами заготавливают дрова. На горных склонах нескончаемые сады, земля родит так щедро, что все собрать монахини просто не успевают. Просят сестры, чтобы приезжали к ним Православные люди на помощь в сезон сбора мандаринов и хурмы…

Встретили нас в монастыре поначалу настороженно, на контрольно-пропускном пункте. А как без него: по горам много лихих людей ходит, и от них сестры научились защищаться. Когда монахини узнали, что приехал батюшка из Самары, и что мы знали и ездили в свое время к их духовному наставнику, старцу схиигумену Иерониму, то сразу стали как родные. Нас провели в храм на службу, как раз в этот день был праздник Царственных Мучеников, потом в очень уютные кельи и затем в трапезную. С такой любовью все сделано в монастыре, а какой был обильный и красивый стол, все со своего огорода, садов и пасеки.

Больше всего поразила в сестрах настоящая христианская любовь, это сейчас большая редкость… Они нас просто обласкали любовью. Когда мы трапезничали, сестры пели нам канты, а провожать нас вышли всем монастырем и пели духовные песнопения, плакали, нам в дорогу надавали море гостинцев. Мы уже далеко отъехали, но слышали, как сестры все стояли и пели нам в дорогу молитвы…"

В монастыре игумении Херувимы 60 сестер.

Выше на склоне горы, которая ещё не полностью разминирована (из-за грузино-абхазского конфликта) живут и отшельницы, которые изредка спускаются к ним и заходят в храм помолиться. Одной около 75 лет, второй за восемьдесят (одна отшельничает 35 лет, другая — сорок). Есть и монахи-отшельники - "крайняя точка, куда можно добраться на транспорте (автомобиле или лошади), находится очень далеко от их келий. Дальше приходится идти пешком целых десять часов. И вот они курсируют по этому маршруту, на себе груз носят иногда до сорока килограммов. Макароны несут на себе, крупу".

В 2014 г. в Псху был выстроен храм в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи.
храм-псху2.jpg
псху-с-храмом.jpg

Скажем немного о монастырским ските в Псху. Архитектор храма в Псху так описывает посещение скита игумении Серафимы: "Мы заходим в скит матушки Серафимы. Хозяйство это состоит из нескольких скромных домиков, в которых проживают инокини и послушницы. Нас встречает старшая сестра и ведет во двор, затененный виноградником, плетущимся по решетчатому каркасу. Несколько молодых сестер, собирающих виноград на высоте 3-4 метра, увидев батюшку, встрепенулись, словно птицы и радостно приветствуют его, спустившись с лестниц, берут благословение. Сестра, усадив нас за стол, угощает чаем с медом и фруктами. Она говорит, что большинство сестер сейчас находятся у матушки Серафимы в монастыре, а оставшиеся здесь заняты на уборке винограда. Сестра, показав нам на стеклянные бутыли с недавно законсервированными овощами, фруктами и соками, сообщает: «Большую часть года мы полностью отрезаны от мира и, что заготовим, то и будет нас кормить. Грибы и ягоды мы уже заготовили, картофель и другие овощи также собрали». Сестра поинтересовалась последними событиями, произошедшими в Сухумско-Абхазской епархии. Батюшка смиренным, тихим голосом поведал о решении наместника о. Виссариона войти епархией в состав Московского Патриархата. «Мы здесь как в космосе, никакой информации,- сказала сестра. «Наш старец, отец Рафаил Берестов, благословил не пользоваться современными паспортами, имеющими знаки сатаны, поэтому мы даже здесь находимся нелегально, втайне от властей. Но, слава Богу, именно это и укрепляет наш дух и веру. Наш батюшка Рафаил сейчас на Афоне в Греции молится о нас".
Вот так живут и трудятся истинные подвижницы, чающие монашеского жития. Суровый устав, пост по Типикону, исповедание помыслов… Молитва Иисусова за мiр и за Россию льётся из их сердец в этих пустынных благословенных местах.

Увидеть редкий фотоснимок игумении Херувимы и почитать ещё один отзыв о встрече с пустынножителями гор Абхазских можно здесь: http://благовестсамара.рф/-public_page_24721

Поют сестры Свято-Троицкого скита (Абхазия):
https://youtu.be/lZycYPYkeOw
Tags: Абхазия, иг. Серафима (Робустова), иг. Херувима (Попова)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments