kandi_bober (kandi_bober) wrote,
kandi_bober
kandi_bober

Category:

Коптский монастырь на крыше Храма Гроба Господня (Иерусалим) и озеро под Храмом

В своё время в 1995 году, паломничая по Святой Земле, мне довелось побывать в одном удивительном малоизвестном месте, куда не водят паломнические группы.

Помню в Иерусалиме случайно на площади перед Храмом Гроба Господня зашли с одной монахиней в маленькую дверку неподалёку от главного входа - оказался вход в коптский монастырь, прошли в их храм с их детскими иконами. Коптские иконы просто умиляют своей непосредственностью и детскостью. Как и вообще копты. В храме мы увидели нескольких коптов-монахов, очень доброжелательных и ненавязчивых, они на нас смотрят и показывают рукой, куда дальше идти. Пошли дальше - лестница вверх прямо на купол Храма Гроба Господня, там плоская крыша и на ней много келлий как глиняные маленькие полукруглые домики.

копт-монаст-иерус-вход.jpg

коптский монастырь-крышаИерус.храмаГроба.jpg

копт-монаст.jpg

Поудивлялись мы таким маленьким хибаркам и вниз пошли - уже под храм Гроба Господня. А там внизу оказалось большое озеро с чистой водой. Ещё больше удивились, место показалось прямо-таки таинственным. Так удивительно после жаркого солнечного наземного Иерусалима было оказаться здесь в прохладном влажном полумраке.

Поднялись обратно в коптский храм, положили им денежку. Потом кому ни рассказывали из паломников, никто там не бывал. Себя не пиарят, как другие частенько заманивают на Св. Земле, чтобы заработать.

коптс-монаст-крыша.jpg
+++++++++++++++++++++++ +++++++++++++++++++++++++++
Далее приведу отзывы и рассказы частных экскурсоводов по Св. Земле:

Коптско-эфиопский монастырь расположен прямо на крыше Храма Гроба Господня.
Но и там, на крыше, нет мира между конфессиями. Ранее монастырь на крыше Храма находился в распоряжении христиан-коптов. Однако в 1970 году, когда коптские монахи спустились вниз на молитву, произошел настоящий "рейдерский захват" — крышу и монастырь захватили представители эфиопской церкви, которые сменили замки на всех дверях. Копты отказались признать факт захвата, и с того момента отношения между двумя конфессиями оставались крайне напряженными.
Была достигнута договоренность, согласно которой один из коптских монахов продолжает присутствовать на занятой эфиопами крыше в четко отведенном месте. В 2002 году это стало причиной нового конфликта: спасаясь от жары, монах передвинул свой стул в тень, что было расценено эфиопскими христианами как посягательство на их территорию. В последовавшей стычке пострадали одиннадцать монахов — семеро эфиопских и четверо коптских.
В 2007 году Коптская и Эфиопская ортодоксальные церкви торжественно провозгласили "единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество" путем подписания совместной декларации предстоятелями этих древних восточных Церквей.
Постройки эфиопского монастыря весьма интересны — в центре высится купол подземной церкви святой Елены, здесь же сохранились развалины внутренней галереи монастыря крестоносцев XII-XIII веков, а среди руин помещаются маленькие кельи эфиопских монахов, вытесненных на крышу в 1660 году. Они представляют собой маленькие глиняные хижины, в нишах позади хижин висят колокола. Согласно верованиям эфиопов эфиопские цари — потомки царя Соломона. Царица Савская предприняла путешествие в Иерусалим, привлеченная молвой о мудрости Соломоновой. Домой царица вернулась с верой в единого Бога, и что не менее важно, понеся во чреве сына Соломонова, ставшего царем Эфиопии Менеликом Первым. Согласно преданию, та же царица Савская увезла с собой в Эфиопию Ковчег Завета из Иерусалимского Храма, а последущие поколения эфиопских священников скрыли его, как прячут лист в лесу – поместив в каждом храме подобие ковчега, и лишь в одном из них хранится и поныне истинный Ковчег Завета. Утверждается, что святыня вернется в Иерусалим после второго пришествия Иисуса.
Эфиопская литургия имеет александрийское (коптское) происхождение, с XIII века Эфиопская Церковь подчинялась Коптской, издревле все епископы в Эфиопии были египтянами-коптами, назначенными Коптским патриархатом. Более того, на протяжении многих веков единственным епископом в Эфиопии был митрополит-копт. С начала XX века Эфиопская Церковь стала требовать большей автономии и избрания местных епископов.

Девятая Станция Крестного Пути - место третьего падения Иисуса по пути на Голгофу - отмечена колонной, расположенной около ворот эфиопского монастыря, входящего в храмовый комплекс Гроба Господня.

Это место - своеобразный "дворик на крыше", он стоит немножко в стороне от протоптанной туристической тропы, поэтому большинство гидов туристов туда не водят, а просто неопределенно машут рукой в сторону Девятой Станции и сообщают о возможности подойти туда как-нибудь потом. Отсюда через эфиопский придел Храма можно пройти насквозь, попав в центральный дворик перед главным входом в Храм.
копты дир-эс-султан.jpg

В храме Гроба Господня есть Коптская часовня Св. Михаила, она пристроена к Кувуклии сзади. Она примечательна старыми образами, писанными в наивной, но обаятельной манере на оливковых досках.
А еще под коптской церковью Св. Елены, очень скромной есть одно очень интересное и можно сказать библейское место - это подземное озеро Святой Елены.
Оставленную каменоломню ещё во времена Второго Храма использовали в качестве водохранилища и бассейна для ритуальных омовений. По преданию, Елена – мать императора Константина, купалась здесь во время своего посещения Иерусалима в 325 году.
Подземное озеро Святой Елены считается природным и обнаружили его совершенно случайно при постройки Первого храма, когда брали камень на нужды храма, стена рушится, и за ней и обнаружилось подземное озеро, которое в последствии было освещено, использовалось оно для омовений и для питьевой воды. Можно считать, что само озеро находится прямо под храмом Гроба Господня. Чтобы спуститься к озеру по крутым влажным лестницам с узким проходом приблизительно 30 метров вниз, нужно положить 5 шекелей копту-священнику на тарелочку. Когда вы спуститесь вниз к озеру Святой Елены, вы почувствуете перепады во влажности и температуре. Посмотрите на Причем, это одна из редких цистерн, в которую вода не поступала по искусственно прорытым каналам, а собиралась в сезон дождей фильтрацией через почву и через свод, в котором есть отверстие позволяющее наполнять озеро от дождевых вод. Поэтому вода в цистерне есть и по сей день.

Спуск из коптского храма к подземному озеру:

Tags: Святая Земля, копты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments