kandi_bober (kandi_bober) wrote,
kandi_bober
kandi_bober

А как же «АКСИОС!»?


Оказывается на одном из первых Поместных Соборов Церкви – Лаодикийском (ок. 343 г.) – было отмѣнено участiе паствы в выборе пресвитеровъ (см. Павловъ А.С. "Объ участiи паствы въ дѣлахъ Церкви". Казань, 1866).
Об этом Соборе также см. Кормчая (Номоканон, Спб, «Воскресенiе». 1997. С. 279, 283)





лаодикия.jpg
Лаодикия на Лике (совр. Турция, поблизости от г. Денизли).

5 правило.
Избрание в церковные степени не должно быть в присутствии слушающих. (В русской Кормчей: Поставленiе на слоусте люде небывает).

В греческом тексте этого правила стоит слово "хиротония," но в Книге Правил оно переведено, как "избрание." Смысл правила в том, что при избрании священных лиц не должны присутствовать мiряне, дабы не слышали молитв, глаголемых внутри архиереем.
Это правило запрещает "сборищу народа" избирать священнослужителей. Вальсамон, Еп. Иоанн Смоленский и Еп. Никодим предполагают, что значение правила в том, что не должно производить избрания священнослужителей при слушании всех желающих, потому что при избрании о кандидате может говориться и нечто недостойное.

13 правило. Да не будет позволяемо сборищу народа избирать долженствующих произвестись во епископство. (В русской Кормчей: Не избранъ епископъ, иже мiрскими человеки избранъ будетъ).

Слово "хиротония" было бы правильнее в данном случае перевести все-таки как рукоположение, а не избрание, т.е. что слушающие должны уходить из притвора храма до хиротонии.
"Сборище" народа в этом правиле по гречески названо "охлос," что означает смешанную толпу народа в противоположность правильно организованному собранию полномочных лиц: Ежели епископ избран народом, то он «не избранъ есть», но только если избран митрополитом и другими епископами.
Проф. Болотов отмечает, что Александр Север рекомендовал язычникам при выборах поступать также осмотрительно, как христиане при выборах епископов и пишет, что эти выборы в древней Церкви были поставлены образцово, но он не находит их применимыми теперь: "В настоящее время разглагольствия о выборном начале вошли в моду, пишет он, и оно находит много сторонников, но я не из их числа." Он отмечает, что если эти выборы были затем отменены, "то это случилось не без уважительных причин". Восстановление выборов при нынешних искажённых отношениях, по мнению этого церковного историка, "у нас в России принесло бы столько пользы, сколько разведение виноградных лоз вдоль тротуаров в Петербурге" (Лекции по Истории Древней Церкви. СПб, 1913. Т. 3. С. 177).

******************************************************
Между тем, Римский епископ Лев I (почитаемый и в Православной Церкви), несмотря на свой папский абсолютизм, был сторонником весьма демократического принципа, от которого его преемники вскоре отказались:
"ТОТ, КТО ВСЕМИ РУКОВОДИТ, ДОЛЖЕН ИЗБИРАТЬСЯ ВСЕМИ".
(цит. по: Ф. Шафф. История Христианской Церкви. Т.3. Спб. 2011. С.166).

****************************************************
КСТАТИ:
В Православной Энциклопедии (Т. ХХХХ) в статье по этому Собору, составленной прот. В. Цыпиным, нет НИ СЛОВА об этих двух правилах. Впрочем, он умеет обходить острые углы.
Tags: Соборы, избрание священства
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments