kandi_bober (kandi_bober) wrote,
kandi_bober
kandi_bober

Categories:

НЕМНОГО ПРЕКРАСНОГО... ЖЕНСКИЕ ПОРТРЕТЫ Франца Ксавье Винтерхальтера

Принцессы и графини «выстраивались» в очередь к Францу Великолепному, почтительно уступая место королевам и императрицам.
Великий романист Александр Дюма видел это своими глазами: «Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом».
Познакомимся с несколькими великолепными работами самого модного женского портретиста XIX века и узнаем немного об этих прекрасных дамах, среди которых есть и наши соотечественницы.


1.







Принцесса Елена (1846-1923). Миниатюрная копия Антон Hähnisch. 1861

Принцесса Елена — член британской королевской семьи, пятый ребёнок королевы Виктории и принца Альберта Саксен-Кобург-Готского. Она была воспитана частными наставниками, выбранными её отцом и его близким другом и советником, бароном Стокмаром.
Своё детство она провела с родителями, путешествующими по разным местам жительства королевской семьи в Великобритании. Близкая атмосфера королевского дворца закончилась 14 декабря 1861 года со смертью её отца, принца Альберта Саксен-Кобург-Готского, когда королева Виктория вошла в период интенсивного траура.
В 1866г. Елена вышла замуж за обедневшего немецкого принца Кристиана Шлезвиг-Гольштейнсого. Пара оставалась в Великобритании, вблизи королевы, которой нравилось, что её дочери рядом, и Елена вместе со своей младшей сестрой, принцессой Беатрисой, стала неофициальным секретарем королевы Виктории.
Елена была активным патроном благотворительных учреждений, и одним из членов-учредителей награды «Королевский красный крест», основала Королевскую школу рукоделия, была президентом Ассоциации королевских британских медсестёр. Она стала первым членом королевской семьи, отпраздновавшим золотую свадьбу (в 1916 году). Однако, её муж умер год спустя. Елена пережила его на шесть лет, и умерла 19 июня 1923 года в возрасте 77 лет.


2.


Кармен-Ида Агуадо де лас Марисмас и МакДональд (1847-1880), герцогиня Монморанси, 1860
(Версальсий дворец, Париж).
Дочь Виконтессы Агуадо (1817-1905) - фрейлины французской императрицы Евгении де Монтихо, супруги Наполеона III.

3.


Princess Elizabeth Esperovna Belosselsky Belosenky, Princess Troubetskoi. 1859

Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая (1840-1908), урожденная Белосельская-Белозерская, фрейлина имп. Марии Александровны, издательница родословной кн. Трубецких, супруга князя Трубецкого Петра Никитовича, действительного статского советника, Санкт-Петербургского уездного предворителя дворянства.




4.

РУССКАЯ БАРБИ
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова родилась и выросла в Костромской губернии, на берегах Волги, в семье очень богатых дворян Мергасовых. В шестнадцать лет она вышла замуж за выпускника Московского университета, остроумного и веселого красавца, гусара, любимца "света" Николая Корсакова, семья которого оставила заметный след в истории русской культуры.
Род Корсаковых был широко известен в обеих российских столицах. Легендарная бабушка Николая Сергеевича Марья Ивановна дружила с Пушкиным и прославилась на всю Москву веселыми хлебосольными балами. А мама Софья Алексеевна приходилась двоюродной сестрой Александру Сергеевичу Грибоедову. По некоторым сведениям, именно с нее списана Софья, главная героиня бессмертного «Горя от ума».




Franz Xavier Winterhalter Madame Barbe de Rimsky-Korsakov (Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой) 1864
(Musee d'Orsay, Paris, France)

.
 Варвара Дмитриевна родила Корсаковутроих (или двоих?) детей. Но из-за дуэли военная карьера Николая Сергеевича оказалась под угрозой, он подал в отставку... и  — расстался с женой. Не видя другого выхода, без шума и скандалов она перебралась во Францию, поселилась в Ницце, и волею судьбы оказалась при великолепном дворе Императора Наполеона III и императрицы Евгении.
Будучи не только красавицей, но и очень эксцентричной, русская Барби поражала французский двор своими изысканными нарядами и неожиданными выходками: так на один из маскарадов она явилась в костюме жрицы Танит (Флобер "Саламбо"), который представлял собой всего лишь... газовую накидку. Не стоит говорить о том, что по тем временам столь откровенная демонстрация своего тела была настоящим вызовом обществу. С бала ее вежливо попросили удалиться. Ее сердца и руки добивались многие и всем она отказывала. Она хорошо разбиралась в искусстве и литературе, обладала талантом писательницы. Вокруг ее жизни до сих пор много тайн и загадок.

Варвару Дмитриевну художник писал дважды. Поговаривают, что он даже был в неё тайно влюблен. Она блистала в европейских столицах, в Париже её называли «Венерой из Тартара». О её красоте и остроумии ходили легенды. Считается, что отдельные её черты Лев Толстой, знавший семью Корсаковых по их московской жизни, передал одной из героинь романа «Анна Каренина». Обратите внимание – на ней нет украшений, только маленькие серьги в ушах. Она обоснованно считала, что её красоте драгоценности не нужны. Любопытна география нахождения её портретов: Париж и Пенза.
Портрет работы Винтерхальтера Варвара Дмитриевна очень любила и хранила его в своем доме в Ницце. Также этот портрет украшал и обложку написанной ею книги. Правда следы этого труда теряются где-то во Франции. Возможно, в библиотечных собраниях Франции книга
её воспоминаний хранится до сих пор. Можно лишь предполагать, какой смысл вложен в её эпиграф: "Лишения и печали мне указали Бога, а счастье заставило познать Его".
Варвара Дмитриевна умерла очень рано - в 45 лет от сердечной болезни. После ее смерти, ее сын Николай Николаевич, продал портрет матери Лувру, который затем передал его музею Орсэ. Также Николай продал её поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу, где позже женился на Катеньке Араповой (дочь Натальи Николаевны Пушкиной от её второго брака с Ланским в своеё время вышла замуж в семью Араповых). Дочку Николай Николаевич назвал Варей - в честь своей матери.
Но это не конец истории: как часто было принято в те времена, многие жившие становились героями литературных произведений. Вот и Варвару Дмитриевну с ее мужем можно встретить на страницах романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина". Там они выведены под фамилией Корсунских, Лидии и Егорушки. Вот такая маленькая история портрета русской Барби...
*******************************************************************************
Продожение следует...
Tags: аристократия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments