Эти слова, обращённые к Морфино, принадлежат архим. Антонину (Капустину).

В этой книге (М.: Индрик, 2016. – 184., илл.) утверждается, что итальянцы монахи-бенедиктинцы пришли на Афон одними из первых и пользовались духовным руководством св. преп. Афанасия — основателя святогорской «республики».
Там они основали Амальфион, т.е. амальфитанское аббатство (иначе Морфину, русифицированное Морфино).
Епископ Порфирий (Успенский) так описывает историю появления латинской обители:
«Пришедши на Святую Гору до 980 года, амальфинские рабы Божии (не упомянутые в уставе Цимисхия 971 года) купили себе место на правой стороне речки, вытекающей из-под большого и малого Афона с северной стороны этой горы, и тут почти у моря на красивом холме построили себе монастырь во имя Пресвятой Девы Марии, от которого остались поныне только башни и развалины водопровода».Епископ Порфирий (Успенский) так описывает историю появления латинской обители:


Привлечены ли они были на Афон идеалом монашеской жизни византийского типа или напротив стремились принести на Восток духовный опыт западного монашества, из его главного источника той поры – братства, основанного преподобным Венедиктом (Бенедиктом) Нурсийским? Эти вопросы остаются открытыми.
Но на Западе любят подчеркивать, что один из первых святогорцев, преподобный Петр (VII в.), был пострижен в монашество самим папой римским у ватиканской гробницы первоверховного апостола.
Во всяком случае, появились бенедиктинцы на Афоне в период «Вселенской Церкви, в тот момент еще не потревоженной схизмой. Церкви ещё единой, пусть и имевшей в своём лоне разного рода трения и расхождения. Святогорцы-латиняне стали затем свидетелями взаимной анафемы Восточного и Западного первоиерархов в 1054 году.
Однако, «лишь начало XIII столетия с его пресловутым Четвертым крестовым походом (организованным папой Иннокентием III ради контроля над Иерусалимом, а заодно вырезавшим мiрное население Константинополя после его захвата в 1204 г.) явило Востоку иной Запад – агрессивный и алчный. Именно с той поры православные окончательно осознали свое православие, не совпадающее с католичеством – судьба италийского святогорского монастыря, ставшего теперь католическим, была предрешена».
Святая Гора подверглась тогда преследованиям и гонениям со стороны завоевателей-латинян., разбоям и поборам со стороны латинских епископов и баронов. Гонения приобретали все больший размах и тогда афонцы решили обратиться за защитой к самому папе римскому, тогда – Иннокентию III. Это помогло, но не надолго. Вскоре разбои возобновились.
Обстоятельства исчезновения латинской обители на Афоне остаются до сих пор невыясненными. Скорее всего это произошло около 1169 года, хотя автор говорит о более поздней дате – 1287 год.
Афонская тема никогда не оставляла равнодушной Римскую курию. Так в XVII веке «в Риме был затеян проект, оформившийся к 1620-м годам, о командировании на Афон католических миссионеров (восточного обряда) с целью склонения святогорцев к Унии». Иезуиты даже устроили на Афоне свою духовную католическую школу, которая просуществовала с 1636 по 1641 год, когда была закрыта турецкими властями (под давлением Константинопольского патриарха)». Как оказалось, «обосновывая перед папой важность афонского проекта, ватиканская конгрегация Пропаганды веры, …откровенно заявляла о дальней, «многоходовой» перспективе – о возвращении под омофор Рима Московской державы: она, преклоняясь перед авторитетом Афона, в случае его униатства и сама могла бы встать на такой путь…»
Современная Римская курия по-прежнему рассматривает православных как схизматиков и как субъектов, нуждающихся в возвращении под папский омофор. Так иезуит Дж. Хофман свои размышления о Святой Горе заканчивается наивным вопросом: «Придет ли время, когда Афон вновь признает Флорентийскую унию?».
Но вернёмся к Морфину, на котором, по слову архим. Антонина (Капустина), «светлый призрак единения народностей на поприще подвига» блеснул на мгновение и исчез».
Ныне Морфину считается запретным местом, где в языческие времена было капище с черной статуей Венеры. Тут, по преданию, бесы вечером собираются на совет перед ночным нападением на монахов. Посещение запрещено и монашеская жизнь здесь не благословлена.
Составлено по след. источникам :
http://afonit.info/biblioteka/istoriya-svyatoj-gory/
http://www.fund-panteleimon.ru/press/smi/