
Вот-то Святитель удивляется на небесах, что его на Родине сделали покровителем всех, кто занимается восточными единоборствами: карате, дзюдо, дзю-дзюцу, айкидо.
Прочитав в своё время в архиве Святейшего Синода все более чем 30-ть томов рукописных Дневников Святителя Николая (Касаткина), к своему стыду упустила из вида сведения, что в его семинарии проводились занятия дзюдо и именно по его благословению, как указывается на Патриархия.ру, "японские боевые искусства начали изучать и наши соотечественники, а воспитанник Токийской семинарии Василий Ощепков, освоив дзюдо, стал основоположником русского самбо".
Владыка Николай, в ходе Русско-Японской войны увидев, что японские солдаты превосходили русских в ходе рукопашных схваток без оружия, решил для учеников своей семинарии, в числе которых были русские дети, устроить уроки дзю-до (это в Японии, видимо, как у нас уроки физкультуры). Начались эти уроки в 1908 году.
А в 1907 году в числе учеников Святителя Николая оказался Василий Ощепков. Владыка так описывает историю его появления в Японии: «1907 г. 1 сентября явился в миссию мальчик Василий Ощепков, сын сосланной на Сахалин, ныне круглый сирота, с письмом от своего опекуна, учителя новомихайловского училища в Александровском посту на Сахалине, потомств. почетного гражданина В. П. Кострова и просьбою о принятии в семинарию. Принят».
Итак, в 12-летний сирота, сын умерших сахалинских каторжан (мать уроженка Пермского края), был отправлен с Александровского поста на северо-западе Сахалина (этот посёлок представлял собой каторжную тюрьму со своей инфраструктурой) в Русскую Духовную Миссии в Токио. До Токио этот ребёнок добрался самостоятельно на японском корабле, не зная, конечно, японского языка, но как-то жестами объяснившись с японскими матросами.
Началось обучение в Духовной семинарии.
Владыка явно отмечал сахалинского сироту: в дневниках его имя встречается чаще других – трижды и только в положительном контексте. Он доверял ему проводить экскурсии по Токио с русскими туристками (Ощепкова можно считать первым точно установленным русским гидом в Токио) и весьма лестно отзывался о сахалинце в газете «Россия» архиепископ с гордостью рассказывал всей стране о впечатлениях опекуна Василия: «Г. Костров от 24 августа 1908 г. пишет мне: "Воспитанник В. Ощепков после каникул снова возвращается в вашу обитель. Год, проведенный в духовной токийской семинарии, конечно, сказался. Мальчик своим корректным поведением и умением держать себя в кругу взрослых произвел очень хорошее впечатление на всех знакомых"».
Однако, мальчика больше богословских наук интересовали боевые искусства.
Преподаватель дзю-до, — с разрешения Владыки, разглядевшего в семинаристе Ощепкове особые способности, — направил подростка в институт дзюдо Кодокан в Токио, основанный Дзигоро Кано. Это была элитная закрытая школа боевых искусств, где Василий оказался единственным русским учеником. Никто из поступавших вместе с Василием товарищей не выдержал суровых дзюдоистских испытаний: все оставили Кодокан.
Архиепископ Николай записал в дневнике в 1909 году: «В 1 час пополудни семинаристы пригласили посмотреть их успехи в "дзюудоо" (или дзюудзюцу) – борьбе, которая преподается им приглашенным для того учителем, в гигиенических видах, как и гимнастика. Боролись сначала русские ученики, потом японские. Для зрителей мало занимательного, но для них очень полезно; действительно, такое упражнение для всех членов тела, что лучше быть не может. И есть приемы замечательные; например, один был задушен на несколько минут противником через стискивание живота ногами, точно клещами; но это не опасно; задушенного слегка поколотят по спине, и он оправляется». Именно эти занятия приезжали посмотреть генералы из русской разведки – Самойлов и Данилов Черный.
В 1913 года Ощепков получил первую мастерскую степень — сёдан (первый дан). Духовный сан он не принял и вернулся в Россию.

В центре - еп. Николай, в среднем ряду третий слева - Ощепков.

В октябре 1917 года, во время командировки в Японию, Ощепков сдал экзамены на второй дан, став первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзю-до, дающий право на чёрный пояс. Следует отметить, что в то время в дзю-до было не 10 данов, как сейчас, а только 5.
Зная японский и английский языки Ощепков с 1919 года работал в контрразведке у адмирала Колчака, а также в японскомэкспедиционном корпусе в Харбине и Владивостоке. Тогда же он основал там первую школу дзю-до. В то же время был завербован и стал осведомителем разведотдела подполья РКП(б) с оперативным псевдонимом Японец .
Уехав в Японию, для Василий стал кинопрокатчиком, и владельцем отцовского дома на Сахалине. В центре внимания Ощепкова оказались японские гарнизоны в северной части Сахалина, которые он посещал как кинопрокатчик и мог легко сходиться с местными офицерами и солдатами.
Его разведовательная деятельность в интересах СССР отличалась полнотой и конкрретностью донесений, была дополнена фотографиями и картами.
Впоследствие Василий служил в Новосибирске в штабе СибВО.
После перевода в 1929 г. в Москву преподавал в институте физкультуры, открывал секции дзю-до. Изучив и другие виды боевого искусства, Ощепков создал более совершенную прикладную борьбу, которая впоследствии получила название самбо. Он обучал рукопашному бою воинские части. Демонстрации успехов его учеников имела потрясающий успех. Затем эти ученики развили его школу русского самбо.
Василий был трижды женат. Вторая его жена, горячо им любимая, не дожив до 22 лет, скончалась от туберкулеза, –добиться её лечения в Москве он не смог (тогда ему отказывали в переводе из Сибири).
Жил он в Москве очень скромно – сначала в общежитии, потом ему выделили комнату в коммуналке. После третьей женитьбы переехал в квартиру жены.
Неожиданно в ночь с 1 на 2 октября 1937 года Василий Сергеевич был арестован. Он умер в камере Бутырской тюрьмы 10 октября – по официальной версии от сердечного приступа.
Вот так родоначальник русского самбо – родился в царской тюрьме, а умер в сталинской.
Не дались даром этому богатырю ни каторжное «незаконнорожденное» детство, ни смертельная японская угроза, неизменно висевшая над ним на протяжении всех долгих 8 лет зарубежной разведывательной работы, ни «теплая благодарность» начальства, сорвавшего эту успешную работу и всеми силами старавшегося отправить его гнить в подвалах ОГПУ. Все это, вместе со смертью горячо любимой женщины, невыносимо тяжким многолетним грузом давило на нервы так, что даже его тренированное сердце спортсмена, в конце концов, не выдержало.
Этот замечательный человек и выдающийся специалист погиб в расцвете творческих сил, всего в 44 года, и как много полезнейших и больших дел не смог он завершить.
Уголовное дело было прекращено в 1957 г. за отсутствием в его действиях состава преступления и он в связи с эти был реабилитирован. В 1938 г. после всесоюзного сбора борцов спорткомитет 16 ноября издал приказ «О развитии борьбы вольного стиля». Эта дата и стала считаться днём рождения борьбы самбо.
Подробнее:
http://velib.com/read_book/kulanov_aleksandr/v_teni_voskhodjashhego_solnca/chast_i_delo_russkikh_seminaristov/glava_2_vasilijj_oshhepkov_ot_kresta_do_kresta/
http://japanalbum.ru/library/oshep/oshepkov.shtml