kandi_bober (kandi_bober) wrote,
kandi_bober
kandi_bober

Categories:

Каманы. Боль в сердце...

В конце 80-х, памятуя рассказы своей матушки Пюхтицкой схимонахини Сергии (Клименко) о местечке Каманы, - мы, отдыхая в абхазской Пицунде, решили посетить его. Доехали до Сухуми, где одна верующая женщина подсказала, как туда добраться. Это выше в горах – 15 км. от Сухуми.
Автобус высадил нас где-то на конечной остановке, а дальше пешком нужно было долго идти по пыльной дороге – там что-то строили и ездили грузовики: то ли с песком, то ли со щебнем.
Наконец, мы добрались до села, и сначала никого не увидели, - сами нашли источник св.муч.Василиска († 308 г.), и место его погребения. Пока мы набирали в источнике воду, омывались и удивлялись красным камням в нём (как цвет крови мученика, убитого здесь), к нам подошли несколько местных жителей- грузин – все голубоглазые и светловолосые. Старшего из них звали Гиви.


Увидев, что мы пришли к их святыне, они обрадовались и стали приглашать к себе в село. Тут же появилось вкуснейшие вино, хлеб и белый сыр, и они даже стали вокруг стола танцевать. Мы, женщины, стояли в стороне, а они всё разговаривали с моим мужем и радовались как дети. Позировали перед фотоаппаратом. Мы спросили их - вы абхазы? – Нет-нет – они даже обиделись - Абхазы там, – махнув куда-то вниз рукой – мы грузины, сваны.
Потом нас повели в древний храм, где была гробница Святителя Иоанна Златоуста, который, через сто лет после мученической кончины св. Василиска, по дороге из  армянской ссылки на место новой ссылки в Пицунду, именно здесь в Каманах, истощённый болезнями и тяжёлым 3-х-месячным переходом, отошёл ко Господу. Мощи Святителя были перевезены отсюда в 438 г. в Константинополь. Здесь же остался огромный каменный саркофаг, высеченный из цельной плиты.
Помню, что почему-то храм, находившийся на холме, был весь окутан необычным таинственным туманом – хотя было тепло, и даже жарко.




День клонился к вечеру, и мы засобирались обратно – нужно было успеть к автобусу. Тут же кто-то из этих добрых горных жителей вызвался нас довезти на каком-то своём допотопном авто до остановки – а мы и рады были, что не нужно будет идти по этой пыльной дороге пешком. Главный в этой компании грузин Гиви, дав нам с собой в дорогу сыр, просил прислать ему сделанные снимки. Но, к сожалению, плёнка оказалась засвеченной.
Когда началась Грузино-Абхазская война, мы часто вспоминали этих добрых гостеприимных людей и это село. Но ничего толком о них не знали.

И тут совсем недавно я прочла о том, что жители села Каманы 9 июля 1993 года были полностью вырезаны при наступлении абхазов. А само село разбомблено.
В этот день в 10 часов утра был предпринят главный удар по деревне. В течение нескольких часов Каманы, которые от наступающих защищали всего 35 местных жителей, пали под натиском абхазских отрядов.
Когда в 3 часа ночи бой подошёл к монастырю, то священник монастыря о. Андриа сказал находившимся в обители: "Каждую минуту надо ждать смерти. Подготовимся к исповеди и причастию" – и вынес из алтаря Чашу: в последний раз причастил спасавшихся в монастыре людей святыми Дарами.
В течение двух дней женщины, дети и пожилые люди были замучены, изнасилованы и уничтожены. Церковь и женский монастырь в Каманах стали местом кровопролития. Монахини также были изнасилованы и позже убиты перед священником, о.Юрием Ануа и смотрителем монастыря о.Андрием. После убийства монахинь грузинские священники были схвачены за пределами храма и, их, поставив на колени, подвергли жестоким допросам.
«Они спросили отца Андрия про принадлежность земли в Абхазии. Он отказался ответить. Они спросили ещё раз и наконец он сдался и сказал: «Абхазия, как остальная часть мiра принадлежит Богу». После этого его застрелили. Перед этим они пытались вынудить молодого абхазского священника убить его. Он не согласился и был убит около грузинского священника. Они оставили трупы около храма и уехали» (из рапорта Human Rights).
Такая жестокость, возможно, объясняется участием на стороне абхазов басаевских "янычар", которые числом 5000 боевиков-бандитов, были заброшены на територрию Абхазии. Известно, что на гагрском стадионе абхазская и чеченская команды играли в футбол отрезанными грузинскими головами.
Жив ли сейчас Гиви и его семья? Хочется тешить себя надеждою, что, может, успели уйти в Грузию?
В 2009 г. село с разбомбленными домами стояло заброшенное. на вопрос - почему не восстанавливают столь знаковое место - абхазы отвечали - "это всё грузинское, нам чужого не надо". Сейчас, думаю, ситуация не сильно поменялась. Абхазы даже курортные города сами восстановить не могут, что уж тут говорить о высокогорном селе.
Когда мы в 2015 году вновь посетили Абхазию, и спросили местных - почему не восстанавливаете свои города и сёла, они ответили - "а зачем? нам всё русские восстановят". И это при том, что отношение абхазов к русским самое что ни на есть отвратительное.
В 2011 году Правительство Абхазии передало Каманский монастырь Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование, и там появился игумен. Возобновилось паломничество.

Здесь можно посмотреть фото и почитать о послевоенном состоянии этих мест:
https://cyxymu.livejournal.com/532425.html
Tags: Абхазия, Каманы, сваны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments