kandi_bober (kandi_bober) wrote,
kandi_bober
kandi_bober

РПЦЗ И СТАРООБРЯДЧЕСТВО -диалог или монолог? Эволюция вопроса с 1974 по 2000 годы.

Приведём ТРИ документа из истории РПЦЗ, отражающих развитие её отношения к старообрядчеству - 1974, 1975 и 2000 годов.

Послание 1974 г.
Определение Собора Епископов РПЦЗ о старом обряде

Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей рассмотрел вопрос об отношении Русской Церкви к содержавшимся ею некогда церковным обычаям и обрядам, известным под общим названием старого обряда, содержащихся в богослужебных книгах,изданных до середины XVII столетия, а также о запрещениях и клятвах, которые были наложены московскими соборами 1656 и 1667 года и отдельными лицами на соблюдающих эти обычаи.
Ввиду того, что:
1. Православная Христова Церковь издревле допускала разнообразие местных обычаев при условии единства в истинах веры;
2. Что старые обряды не выражают какого либо неправославного мудрования, в котором их обвиняли участники помянутых соборов;
3. Что наложенные этими соборами клятвы были причиной многих бедствий для Русской Церкви и привели не к умиротворению Церкви, чего хотели их составители, а к церковному расколу и отпадению от Церкви многих приверженцев старых обрядов, к безплодной полемике по обрядовым вопросам, в пылу которых обеими сторонами применялись недопустимые “поносительные выражения”, а также к гонениям на инакомыслящих, отчего пострадали многие ревнители старых обычаев;
4. Что старые обряды составляют часть нашего общего церковно-исторического наследия, которое не следует искоренять;
5. Что с тех пор, как в 1800 году Русской Церковью было позволено употребление старых обрядов, запрещение их перестало быть действующим и подлежит отмене;
6. Что в прошлом веке Русской Церковью, во главе с митрополитом Филаретом Московским, предпринимались шаги для отмены клятв на старые обряды, что не осуществилось лишь по недоразумению;
7. Что Предсоборное Присутствие 1906 года, при деятельном участии митрополита Антония (Храповицкого), постановило ходатайствовать перед будущим Поместным Собором “отложить клятвы на двуперстно молящихся, как положенные по недоброму разумению” и “разрушить их подобно тому, как Собор 1667 года разрушил клятву Стоглавого Собора на немолящихся двуперстно”;
8. Что Собор 1917—1918 годов, хотя и не составил по этому вопросу соборного деяния (так как не имел возможности спокойно закончить свои занятия), однако решил, по свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), отменить эти клятвы, принимать в нашу Церковь старообрядческих епископов в сущем сане и поставить старообрядческих епископов для единоверцев, а патриарх Тихон, вскоре по своем восшествии на патриарший престол, поставил первого православного старообрядческого епископа (умученного впоследствии), епископа Охтенского Симона (Шлеева), защитника старых обрядов и сторонника отмены клятв;
9. Что блаженнейшие митрополиты Антоний (Храповицкий) и Анастасий (Грибановский) сами неоднократно служили по старым книгам в единоверческих церквах;
10. Что Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей указом от 26 августа/ 8 сентября 1964 года признал старые обряды православными и благословил употребление их для желающих;
11. Что 3-й Всезарубежный Собор с участием клира и мирян настоятельно просил Собор Епископов отменить эти клятвы;
Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей определяет:
1. Почитать древние богослужебные обычаи и обряды, содержащиеся в богослужебных книгах Русской Церкви до середины XVII столетия, православными и спасительными;
2. Запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи Соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как наложенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими;
3. Разрешить употребление старых обрядов для желающих соблюдать их и находящихся в общении с Православной Церковью, с тем, однако, чтобы от этого не происходило замешательства в церковной жизни существующих приходов Русской Православной Церкви Заграницей,
4. От желающих быть принятыми в церковное общение старообрядцев не требовать отречения от старых обрядов и принятия ими современных. Поставлять им священников, а если нужно, и епископов, которых обязать в точности исполнять древний чин;
5. Призывать старообрядцев с их стороны почитать наши обряды равночестными со старыми;
6. Скорбя о происшедшем разделении, в особенности о бывших гонениях на приверженцев старых обрядов, Собор Епископов, однако, не считает себя в праве судить об ответственности отдельных лиц за происшедшее, т.к. участники этих событий все давно предстали пред судом Божиим, которому и должны дать ответ за свои дела. Русская Православная Церковь Заграницей никогда не участвовала во враждебных действиях против старообрядцев. Поэтому Собор Епископов обращается к старообрядцам с призывом забыть прежние обиды и несправедливости, и вместо того, чтобы помнить зло, подумать о том, как устроить наилучшим образом свою церковную жизнь в изгнании, для спасения христианских душ;
7. Собор Епископов призывает всех православных христиан не возобновлять, по мнимой ревности о Православии, ненужных обрядовых споров, а в особенности не повторять недопустимых порицательных выражений, так как и те и другие обряды священны. Такие выражения, где бы и кем бы они не были употреблены в прошлом, Собор Епископов отметает и вменяет, яко не бывшие.
12/25 сентября 1974 г., г. Нью-Йорк.
Председатель Собора:
+ Митрополит Филарет
http://soborjane.ru/2017/11/20/opredelenie-sobora-episkopov-rpcz-o-starom-obrjade-1974g/


Митр. Филарет (Вознесенский)

Это послание было подготовлено еп. Даниилом (епископ старого обряда в лоне РПЦЗ) и идейно поддержано А. Солженицыным (его письмом на 11 стр.).
Несмотря на согласие с идеями Солженицына Владыка Филарет достаточно сдержано выразился в ответном ему письме о сближении со староверами, которое, конечно же, было желательно ему как русскому человеку. Вот выдержка из его ответного письма:

"...Вы слишком большое ударение делаете на преследовании старообрядцев. Древний обряд был допущен уже указами 1798 года и в 1881 (единоверчество). Сами старообрядцы раздробились на множество сект (так называемых, согласий), часто почти утерявших какие-либо признаки Православия. Злодеяния революции, описанные в Ваших книгах, несоизмеримы даже с самыми сильными преследованиями XVII и XVIII веков. С другой стороны, Святое Евангелие приводит слова Господа Иисуса Христа: «от плодов их познаете их» и «всякое древо от плода своего познается». Это вечный закон жизни духовной. Русская Православная («новообрядческая») Церковь во все периоды своего бытия – и по отделении от нее старообрядцев – дала мiру громадный сонм великих святителей и подвижников. А старообрядчество их не дало, так как сектантская гордость, помогавшая старообрядцам хранить церковный быт, мешала развитию у них настоящей святости.
Известно ли Вам, что и Всероссийский Собор и первый Всезарубежный Собор обращались к старообрядцам с любовью? Но по существу мы разделяем Ваше чувство гнета народных исторических грехов, в общей сложности ведших народ к катастрофе. Отец Георгий Граббе напомнил нам такой покаянный призыв его прадеда А.С.Хомякова:
Не говорите: “то былое,
То старина, то грех отцов;
А наше племя молодое
Не знает старых тех грехов”.
www.rocorstudies.org/2012/11/26/otvet-g-nu-a-i-solzhenicynu/

*******************************************************************

Письмо 1975 года Архіепископа Наѳанаила (Львова) († 1986 г.) - КОЗЬМѢ ВАСИЛЬЕВИЧУ СКВОРЦОВУ.

4 марта 1975 г.
Дорогой и глубокоуважаемый Козьма Васильевичъ!
Относительно Вашего письма митрополиту, далеко не во всемъ могу я съ Вами согласиться, хотя отъ всей души сочувствую Вашей основной цѣли: защитѣ старообрядцевъ и примиренію съ ними.
Совершенно искренне нѣсколько лѣтъ тому назадъ, когда ихъ священники въ САСШ приглашали меня стать ихъ митрополитомъ, я писалъ имъ, что кромѣ нашей непорочной Зарубежной Русской Церкви, я изъ всѣхъ остальныхъ юрисдикцій Русской Церкви больше всего имѣю симпатіи къ нимъ.
Конечно, они намъ ближе, чѣмъ евлогіане или Американская Митрополія. Но нельзя, защищая старообрядцевъ, впадать въ осужденіе не отдѣльныхъ лицъ, а Церкви Православной, Непорочной Невѣсты Христовой. Это именно и есть тотъ грѣхъ, изъ-за котораго и произошла трагедія раскола въ Русской Церкви.
Старообрядцы не удержались на отверженіи патріарха Никона, а перешли къ отверженію Церкви. И при этомъ никакъ нельзя рисовать старообрядцевъ эдакими кроткими овечками. Лучшій изъ возглавителей старообрядчества, протопопъ Аввакумъ въ своемъ замѣчательномъ дневникѣ откровенно пишетъ, что была бы ему власть, онъ «борзаго кобеля» Никона и всѣхъ его сторонниковъ, «переполосовалъ бы какъ собакъ». Вѣкъ былъ грубый и жестокій.
Вы правы, что преслѣдованіе старообрядцевъ подорвало благочестіе на Руси. Но въ этомъ были виноваты обѣ стороны, вѣрнѣе личности на обѣихъ сторонахъ. А гдѣ же въ то время была Непорочная Церковь Христова?
Какъ это часто бываетъ въ особо смутныя церковныя времена! Это было неясно тогда, какъ неясно теперь (въ Церкви патріархъ Константинопольскій или нѣтъ? Въ Церкви московскіе архіереи или нѣтъ? — Это тоже неясно). Съ кѣмъ была тогда Церковь? Съ протопопомъ Аввакумомъ, мечтающимъ переполосовать патріарха Никона? Конечно, нѣтъ. Съ патріархомъ Никономъ? Думаю, что тоже нѣтъ.
Патріархъ Никонъ проявилъ слишкомъ много страстности и жестокости. Хотя судъ надъ нимъ былъ конечно неправымъ, но онъ много далъ для него поводовъ и основаній. Сравнимъ, какъ пошелъ онъ въ ссылку съ тѣмъ, какъ пошелъ въ ссылку святой Аѳанасій Великій. Тамъ ни ропота, ни жалобы.
Они сходны и по величію, и по слабостямъ, эти два великіе противника: патріархъ Никонъ и протопопъ Аввакумъ.
Но можетъ быть Церковь была тогда съ восточными патріархами? Но объ нихъ не безъ основанія утверждаютъ церковные историки, что они только раздували огонь русскаго спора, разжигали горечь и боль раскола. Не съ ними Церковь. Въ страстяхъ споровъ, въ смутѣ раздора и взаимныхъ обличеній Ея голосъ тогда не былъ слышенъ.
Но какъ только кипѣніе страстей закончилось, такъ тотчасъ же слышимъ мы ясный духоносный голосъ Церкви. Святой Ѳеодосій Черниговскій, св. Митрофанъ Воронежскій, св. Димитрій Ростовскій, св. Иннокентій Иркутскій и весь сіяющій сонмъ прославленныхъ и непрославленныхъ святителей самаго конца XVII и начала XVIII вѣковъ, конечно глашатаи Церкви. И никто изъ нихъ не одобрилъ раскола. А въ сервилизмѣ передъ государствомъ ихъ никакъ нельзя заподозрить: они смѣло говорили правду въ глаза царямъ.
Но важно отмѣтить: Господь въ это время очень умалилъ потокъ Своей благодати въ великорусской вѣтви русскаго народа, повидимому именно изъ-за того, что великоруссы погрузились въ страсти раздора. За исключеніемъ одного только св. Митрофана Воронежскаго всѣ прочіе великіе святители тогдашняго времени — малороссы, стоявшіе въ значительной степени въ сторонѣ отъ страстнаго кипѣнія обрядовыхъ споровъ.
Когда эта страстность спала, въ великорусскомъ народѣ явилось въ этомъ дѣлѣ единовѣріе, которое никакъ нельзя считать попыткой соблазнить или обмануть старообрядцевъ. Здѣсь подлинный голосъ уже всей Русской Церкви, какъ великорусской, такъ и малорусской, и этотъ голосъ торжественно провозглашаетъ: «Клятвы не на обряды, а на супротивниковъ Церкви».
Со старообрядцами надо мириться. Честь имъ и слава за то, что они въ теченіе вѣковъ своего отхода не уклонились отъ догматовъ Православія. Не имѣя священства, никогда не впали въ протестантскія утвержденія о ненужности священства. Но мириться со старообрядцами надо такъ, чтобы никакъ не оскорбить и не похулить Невѣсту Христову, святую Церковь. Въ этомъ дѣлѣ нужна сугубая любовь, терпѣніе, забота.
Мнѣ издали представляется, что назначенный нашимъ Сѵнодомъ для старообрядцевъ священникъ отецъ Димитрій Александровъ заботливо относится къ своему дѣлу. Помоги ему Господь.
Источникъ: Архіепископъ Наѳанаилъ. Бесѣды о Священномъ Писаніи и о Вѣрѣ и Церкви. Томъ 5-й. — Нью Іоркъ: Комитетъ Русской Православной Молодежи Заграницей, 1995. — С. 134-136.
http://www.russportal.ru/index.php?id=church_writing.nathaniel_lvov05_1995_023
Архиеп. Нафанаил (Львов)


*************************************************************************

Послание Собора РПЦЗ 2000 года «к приверженцам старых обрядов»

Верующих чад Русской Православной Церкви на Родине и в рассеянии, держащихся старого обряда, Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) приветствует!
Возлюбленные братья и сестры по святой православной вере нашей: благодать и милость Человеколюбца Спаса да будут с вами во веки!
В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, мы, Собор епископов РПЦЗ, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Русская вследствие богослужебных изменений, установленных в 17 веке.
    Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда; о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Российской Церкви только за любовь старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его. Русская Зарубежная Церковь с самого своего основания соответственно искала примирения со старообрядцами и на своем Третьем Всезарубежном Соборе, состоявшемся в 1974 г., во всеуслышание провозгласила древние богослужебные обычаи и обряды православными и спасительными; запрещения же и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи считать недействительными, отмененными и яко не бывшими.
   И несмотря на это, хотя наша иерархия и наши верующие никогда не участвовали в преследованиях и насилиях, причиненных старообрядцам, мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам. Этим мы хотели бы последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи Святителя Иоанна Златоуста в Царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили Святителя. Применяя его слова, мы взываем к преследованным: «Простите братья и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях. Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в содеянном вам и испрашивают прощения».
    В ХХ веке на Православную Русскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима. Перед нашими глазами ярким образом представилось преследование при малодушном или даже безсовестном сотрудничестве и пособничестве гражданским безбожным властям со стороны лиц, именующих себя церковными. Мы со скорбью признаем, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками.
    Итак, мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и молимся о том, чтобы мы, если на то будет воля Всемилостивого Бога, могли бы участвовать в таком богоугодном деле.
    Мы верим, что с обеих сторон требуется воля следовать спасительным заповедям Христовым в исповедании, что не обряды наши сами по себе приближают нас к Богу, но покаяние наше, смирение, готовность к взаимному прощению, любовь и все христианские добродетели устрояют нам наше спасение.
Мы искренно желаем встретить представителей Церквей старого обряда и согласий, а также их приходов, дабы мы могли совместно разрушить средостение, разделяющее нас и подготовить путь к добрым отношениям и, наконец, к восстановлению полного общения между нашей Церковью и теми, кто стремится сохранить старый обряд в лоне Русской Церкви.
+ Митрополит ВИТАЛИЙ, Первоиерарх РПЦЗ
+ Архиепископ ЛАЗАРЬ Одесский и Тамбовский
+ Епископ ВЕНИАМИН Черноморский и Кубанский
+ Епископ ВАРНАВА Каннский
+ Епископ ДАНИИЛ Ирийский
и др. епископы РПЦЗ


Митр. Виталий (Устинов)


*************************************************
Таким образом, из этих трёх документов видно, как РПЦЗ меняла своё отношение к старообрядцам в сторону максимального сближения. Послание 2000 г. содержит просьбу о прощении и говорит о раскаянии за невоздержанные деяния никониан, соделанные по "недоброму разумению".
Однако, эти призывы не нашли отклика у староверов. На "прости" они не ответили "Бог простит и вы нас простите".
Более того, из уст старообрядцев слышны и по сей день утверждения, что в этих Посланиях не прозвучало, по их мнению, главного - признания всей еретичности никоно-алексеевской "реформы" и, соответственно, осуждения её в целом.
На вопрос - в чём же, на их взгляд, ересь РПЦ, если догматически никаких отклонений в учении нет? - следует ответ, что троеперстие это есть иконоборческая ересь, поскольку "распинают Троицу"; что признание обливательного крещения (хотя многие приходы РПЦ уже давно выстроили баптистерии для крещения погружением) это есть михианская ересь; что экуменические контакты в отношении совместных молитв с латинянами сами по себе еретичны.
И хотя в РПЦЗ подобные отклонения не практикуют (экуменизм и обливательное крещение) - староверы, тем не менее, на их Послания не ответили ничем. Более того в в лоне РПЦЗ есть старообрядческие приходы и даже был старообрядческий владыка Даниил Ирийский (†2010), находившийся в каноническом подчинении Первоиерарху РПЦЗ. Не знаю, есть ли сейчас там такой епископ после кончины Даниила.

Во всяком случае, десятилетиями ожидаемый диалог так и остался монологом. Увы...


В центре справа старообрядческий епископ Даниил (Александров) с Главой РПЦЗ митр. Иларионом
Tags: РПЦЗ, старообрядчество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment