

И хотя могилка старицы на Смоленском кладбище всегда почиталась верующими, однако её канонизация РПЦ в 2006 году была довольно неожиданна. Сказалось ещё и то, что всё делалось тайно, обретение её мощей во главе с ныне покойным еп. Маркелом вообще происходило под покровом ночи, поскольку опасались протестов со стороны Катакомбной Церкви.
Идею канонизации прпмч. Марии высказал в 2003 г. благочинный Гатчины прот. Владимир Феер. Начался поиск материалов. Отталкивались в первую очередь от изданного РПЦЗ сборника протоиерея Михаила Польских «Новые мученики Российские», удалось найти ещё живых лиц, бывавших у матушки Марии в доме её брата в Гатчине, у которого она проживала. А после смерти брата матушка Мария пустила жить в его комнату верующих девушек, вместе с которыми и была арестована 19 февраля 1932 года. Было бы интересно узнать о дальнейшей судьбе этих верных сподвижниц святой мученицы, по всей видимости самоотверженно ухаживавших долгие годы за полностью неподвижной после пренесённого в юности энцефалита страдалицей, обладавшей даром утешения страждущих.

На допросе в тюремную больнице, куда матушку поместили как инвалида, она подтвердила, что является сторонницей митрополита Иосифа (Петровых) и сказала: «Я считаю, что митрополит Сергий напрасно велел молиться за советскую власть, – ей это не нужно. И вообще, пусть за нее молится кто сам хочет… Я считаю, что за власть молиться нужно в том случае, если это власть».

Так вот, матушка Мария, как и её ближайший круг, включая членов общинки Покровского собора Гатчины, а также протоиерея Петра Белавского были открытые иосифляне. Поэтому представители катакомбной Церкви считают, что Московская Патриархия незаконно присвоила себе имя гатчинской святой, ведь монахиня Мария была в непримиримой оппозиции к заместителю местоблюстителя патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому).
Теперь разумные в МП люди пытаются так объяснить ситуацию и тем как-то сгладить несуразности в работе Комиссии по канонизациям: мол, не существовало соборного решения, признающего иосифлян раскольниками, оба митрополита — Иосиф (Петровых) и Сергий (Страгородский) — считали своим главой митрополита Петра (Полянского). Все разногласия иосифлян с митрополитом Сергием касались вопросов внутренней свободы Церкви от безбожной власти. Мол, сейчас и Московская Патриархия признает, что иосифляне никакими раскольниками не были.
Надо сказать, слова-то эти разумны, но объяснение коряво. Раз уж признали святой монахиню Марию, почитавшую митр. Иосифа и также не признававшую советскую власть, то отчего до сих пор в МП не канонизирован уже прославленный РПЦЗ в том же 1981 году сам митроп. Иосиф ? Где логика?
А "логика" нашего СПб-Отдела по канонизациям прозвучала в словах его председателя прот. Владимира Сорокина. На прямой вопрос, ему заданный на одной из конференций - почему отделом не проводится работа по канонизации священномученика Иосифа? - последовал изумительный ответ протоиерея-председателя: "Так он же был против советской власти".
Вот так, ни больше, ни меньше - СПб- отдел считает уважительной причину отказа в канонизации из-за отрицательного отношения к безбожной власти. Не пора уже, наконец, ли эту замшелую совковость вычистить из этого отдела? И как так - прославили монахиню Марию, не принимавшую ни Сергия, ни соввласть, а её духовного лидера, претерпевшего мученическую кончину - не прославляют? Не является ли это поношением памяти уже канонизованной святой?
Взять бы Петербургу пример с других более "смелых" епархий, таких как Казанская или Вятская, например - ведь прославили же митрополита Кирилла (Смирнова) и епископа Виктора (Островидова). А они, так же как митрополит Иосиф, не приняли Декларацию митр. Сергия и отложились от него.